04/09/2017 Георгий Зотов
«Кутузов» бьет французов. Что нынешние парижане знают о Бородинской битве?
Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 35 30/08/2017
В канун 205-летия сражения у деревни Бородино, которое произошло 7 сентября 1812 года, обозреватель «АиФ» попросил французских студентов ответить, известна ли им Отечественная война. Результат оказался сногсшибательным.
«Михаил Кутузов? Кажется, это такая русская водка…»
— Неужели Россия воевала с Францией?
— Да, причём Франция напала на Россию.
— А чем всё закончилось?
— Русские разбили французов и захватили Париж.
— Слушайте, не может такого быть. Ведь Наполеона свергли англичане.
Гибель француза. Битва на Березине поставила точку во всем сражении
Тут мне сразу вспомнились великолепные утверждения, что и Вторую мировую выиграли американцы, — и я не стал мучить человека дальше. Всего в Париже мной было опрошено 20 студентов. Ни один не смог назвать год начала Отечественной войны, а также не был в курсе о битве у Бородино (по-французски она называется bataille de la Moskova — битва на Москве-реке) и последующем разгроме «великой армии» Бонапарта.
Французские исследователи Наполеоновских войн подтвердили мои предположения — подавляющему большинству граждан Франции сейчас ничего не известно по поводу нашествия Наполеона в 1812 году, Бородинского сражения, занятия Москвы, Березинской катастрофы и в итоге штурма российскими казаками Парижа.
Пирожное и гусары
— Некоторые парижане уверенно заявят вам: «О, мы что-то слышали о давней войне с Россией!» — объясняет историк-«любитель» Дидье Ривароль. — У нас же есть станции метро «Севастополь», «Крым», предместье Малакофф. Правда, все эти названия относятся к Крымской войне 1853-1856 гг., а она началась при императоре Наполеоне III, через 41 год после Отечественной войны.
Когда я заговариваю с обычными людьми насчёт гибели наполеоновской армии в России, они чувствуют состояние шока. «Как? Разве мы не победили русских?!» Согласно популярной (пусть и ложной) версии, название французских кафе («бистро») родилось, когда занявшие Париж русские казаки кричали официантам: «Давай быстро!» Однако французы не задумываются, откуда казаки появились в столице Франции. (Смеётся.) Возможно, купили дешёвый тур в Интернете?
Отступить — значит победить! Враги называли Кутузова «хитрый северный лис»
Относительно знаковых персонажей Отечественной войны — увы, здесь вообще беда. «Михаил Кутузов? Кажется, это такая русская водка…» — радостно сообщил 20-летний студент Парижского университета. Аналогично ответили ещё четыре человека. Генерал Багратион был определён французами как сорт пирожного, а насчёт партизанского командира Дениса Давыдова сразу двое уверенно заявили: «Ну конечно, «Давидофф» — это известная марка сигарет. Только мы не знали, что фирма основана русским гусаром». Справедливости ради скажу: опрошенные не вспомнили и годы правления Наполеона I Бонапарта. Проблема в следующем — в последнее время император-завоеватель подвергается критике во французской историографии, а страницы о нём исчезают из школьных книг. После реформы образования в 2010 году информация о Наполеоне в учебниках сократилась… в 10 раз!
Французского императора обвиняют в восстановлении рабства в колониях, жестокой диктатуре и многих других грехах. Французы не ведают не только о Бородино — они не назовут также даты битв под Лейпцигом, у Аустерлица или при Йене. Единственное событие, известное всем, — это поражение Наполеона, разгромленного англо-прусской армией при Ватерлоо в 1815 году.
Последний шанс императора. Как Наполеон пироиграл битву всей жизни
История без оборванцев
— Даже если учитывать мнение французских историков насчёт Отечественной войны, тут всё непросто, — считает учитель истории из Парижа Эммануэль Мартинес. — Например, число убитых и раненых солдат Наполеона в битве при Бородино оценивается максимум в 28 000 человек, хотя и британские, и российские историки определяют потери среди французов в среднем в 35 000 военных.
И так постоянно. Французские художники XIX и XX веков охотно рисовали бравых гренадеров и маршалов Наполеона Бонапарта среди пожара Москвы, у ворот Кремля или на площадях завоёванных городов, однако всегда старались не изображать более поздний вариант: армию одичавших оборванцев, бесславно гибнущую в зловещих русских снегах.
Также вы мало где найдёте информацию, что французская армия устроила в православных храмах Москвы конюшни, разграбила сокровища Кремля, похитила оклады икон из соборов, не говоря уже о неудавшейся попытке Бонапарта взорвать при отступлении и сам Кремль. Пусть сейчас Наполеона сильно критикуют, но о мародёрстве французов в Москве по-прежнему практически ничего не говорят. Наша армия — добрая армия, и никак иначе.
Некультурные азиаты
Неудачная «русская кампания» Наполеона популярна в нынешнее время сугубо среди историков-специалистов либо в исторических обществах — широкая публика во Франции Отечественную войну уже полностью забыла и даже удивляется: как это, их прапрапрадеды в 1812 году вторглись в Россию… интересно, а для чего? «Хотели завоевать ваше государство? — наивно удивляется девушка в Парижском университете. — Потрясающе глупый поступок с их стороны. У вас же такой холодный климат».
Взгляд в прошлое. Какие европейские столицы были взяты русской армией
Ранее многие французские исследователи оправдывали поражение Наполеона «суровой погодой и нестандартными условии-ями», ссылаясь на мемуары генера-лов французского императора. Те искренне возмущались партизанами из русских крестьян, неполитко—рректно поднимавших захватчиков на вилы и атаковавших патрули оккупантов: «Это не благородное ведение войны, а попросту варварская азиатчина».
Да, к сожалению, вот такой уж мы некультурный народ — к нам полезешь с цивилизованной евро-пейской армией, а мы вне всяких правил бьём в ответ лопатой по голове.
Впрочем, не всё так однозначно. В университете столицы Франции мне рассказали про студента-парижанина, который проникся историей Отечественной войны и специально съездил в Оренбург с целью разузнать о «французских казаках». Это пленные офицеры наполеоновской армии — им так полюбилась Россия, что они женились на местных девушках и остались жить в Оренбурге, приняв российское подданство и поступив в Оренбуржское казачье войско.
О разгроме в России «Великой армии» Бонапарта никто из парижских студентов не слышал.
Я не пытаюсь показать — ах, какие французы дураки. Тем более я вовсе не уверен, что и наши студенты так уж запросто назовут даты Отечественной войны, Бородинской битвы и расскажут, чем всё закончилось. Кутузова-то помнят, а вот Багратиона или Давыдова — не факт. И конечно, любая страна изрядно приукрашивает свои победы и оправдывает кучей причин свои поражения.
Здесь даже есть свой плюс — ведь люди во Франции сейчас рассматривают Россию как друга и союзника и сильно удивляются: надо же, наши государства когда-то были врагами. Хотя лично мне жаль, что французы в массе своей забыли масштабный эпизод собственной истории, который привёл к крушению Первой империи. Надеюсь, у нас с памятью насчёт Отечественной войны дела будут обстоять лучше.